Устав Адонирамитов традиционно приписывается Луи Гийермену Сен-Виктору, французскому масону, который в 1781 году опубликовал первую значительную работу по этому уставу, озаглавленную «Recueil Précieux de la Maçonnerie Adonhiramite» (Драгоценная компиляция масонства Адонирамита). Этот устав сочетает в себе тамплиерские, розенкрейцерские и другие эзотерические влияния в уникальную масонскую структуру.

История
Произведение Луи Гийермена де Сен-Виктора оказало исключительно положительное влияние до такой степени, что в 1785 году (то есть всего через 3 года после выхода первой части и в том же году, что и вторая) оно уже было опубликовано, причем на французском языке, даже в Филадельфии, США. Этот труд стал каноническим справочником Адонирамического устава, и вместе с ним сам устав достиг широкого распространения и распространения в Европе, став основным уставом Великого востока Лузитании и экспортировался в его колонии в Африке, Азии и Новом Свете, в том числе в Бразилию. Во Франции он стал, наряду со структурой, предложенной генеральным великим капитулом, стандартом «масонской ортодоксальности». На самом деле, именно под названием «Масонская ортодоксальность» («Orthodoxie Maçonnique suive de La Maçonnerie Oculte», опубликованное в 1837 году) Жаном-Мари Рагоном (1781—1862) совершит два грубых заблуждения, которые распространятся с большим успехом. Первая ошибка Рагона заключается в том, что «Драгоценная компиляция масонства Адонирамита» приписывается барону де Чоуди (Теодор Анри де Чоуди). Эта ошибка будет повторяться «до тошноты» в Португалии и Бразилии. Чоуди не имел абсолютно никакого отношения к Адонирамическому уставу. Его работа «Пламенеющая звезда» положила начало ордену под названием «Орден Пламенеющей звезды», обладающему алхимическими характеристиками. В 1766 году Чоуди учредил, скорее на бумаге, чем на деле, свой орден, основанный на легенде о том, что алхимические традиции были переданы аскетами древней Фиваиды христианским рыцарским орденам, а оттуда — масонству. Чоуди умер в 1769 году, то есть за 13 лет до выхода первой части «Драгоценного сборника масонства Адонирамита». Рагон перепутал вещи и приписал барону авторство «Драгоценной компиляции масонства Адонирамита». Второй ошибкой Рагона было утверждение, что Устав Адонирамитов состоит из 13 степеней, тогда как для Рагона степень Ноахида была 13-й степенью.
Великий раскол 1973 года
В 1973 году в Уставе Адонирамитов произошел великий «раскол». 13 великих востоков разных штатов Бразилии вышли из состава Великого востока Бразилии. Для ВВБ это означало потерю большинства его лож, практикующих Устав Адонирамитов и внутренний раскол внутри «Весьма могущественного и возвышенного великого капитула Рыцарей-Ноахидов для Бразилии», который мог принимать только братьев связанных с Великим востоком Бразилии. Для восстановления Устава Адонирамитов в рамках ВВБ и в рамках «Весьма могущественного и возвышенного великого капитула Рыцарей-Ноахидов для Бразилии» необходимо было привлечь к нему братьев из других уставов. В 1973 году, под командованием брата Эйлтона Менезеса, «Весьма могущественный и возвышенный великий капитул Рыцарей-Ноахидов для Бразилии» меняет свое название на «Эксельсиорский совет адонирамического масонства» (ЭCАМ). Что ещё оставалось, так это полное реформирование устава таким образом, чтобы он стал более привлекательным для масонов, которые в основном состояли в ДПШУ, то есть привыкли к системе 33 степеней и которые не чувствовали бы влечения к уставу, состоящему только из 13 степеней (на самом деле 12).
Организация и классы
Первые три степени:
1. Ученик
2. Подмастерье
3. Мастер Масон
Современная структура высших степеней (или философских степеней):
ВТОРОЙ КЛАСС
4. — Тайный мастер
5. — Совершенный мастер
6. — Провост и судья
7. — Первый избранный или избранный из девяти
8. — Второй избранный или избранный периньян
9. — Третий избранный или избранный из пятнадцати
10. — Шотландский ученик или малый архитектор
11. — Шотландский стипендиат или Великий мастер архитектуры
12. — Шотландский Мастер или Великий Мастер Архитектор
13. — Рыцарь Королевской Арки
14. — Великий Избранный или Совершенный и Возвышенный Масон
ТРЕТИЙ КЛАСС
15. — Рыцарь Востока, Меча или Орла
16. — Принц Иерусалимский
17. — Рыцарь Востока и Запада
18. — Рыцарь розенкрейцер
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
19. — Великий Шотландский Понтифик или Возвышенный
20. — Досточтимый Мастер Регулярных Лож или Мастер Ad Vitam
21. — Нойский рыцарь или прусский рыцарь
ПЯТЫЙ КЛАСС
22. — Рыцарь Королевского Мачадо или Принц Ливана
23. — Глава Скинии
24. — Князь Скинии
25. — Бронзовый Змей Рыцарь
26. — Князь Милосердия или Тринитарный Шотландец
27. — Великий Командор Храма
28. — Рыцарь Солнца или Принц-Адепт
29. — Рыцарь Святого Андрея
30. — Рыцарь Кадош
ШЕСТОЙ КЛАСС
31. — Возвышенный Посвященный и Великий Наставник
32. — Коррехидор Прелат и Генеральный Омбудсмен
СЕДЬМОЙ КЛАСС
33. — Патриарх генеральный инспектор
Каждый класс имеет обширный ритуал, включающий прикосновения, знаки, регалии и эзотерическую символику, которая основана на легенде о строителе храма и масонской философии.
Ритуал и символизм
В Устава Адонирамитов используются масонские инструменты, аллегорические путешествия и драматические реконструкции легенд для обучения добродетелям и философским урокам. Он опирается на библейские отсылки и еврейский мистический язык. Центральная аллегория сосредоточена на поиске тела Хирама и тайного слова, чтобы оживить его.
Символы и мотивы включают треугольники, гробы, акацию, черепа, кинжалы, слезы и храм Соломона. Они воплощают в себе такие понятия, как верность, смертность, этика, универсальность и отношения человека с Богом. Устав объединяет новозаветную символику вокруг Иисуса, предательства и спасения в драму Соломона.
Влияние в мире
В конце 1800-х годов Устав Адонирамитов помог распространить системы масонства высших степеней из Франции, Германии и Скандинавии по всей Европе и Латинской Америке. В то время это было одним из основных средств популяризировавших дополнительные степени после мастера масона. Устав также передавал оккультные и псевдо-тамплиерские концепции в масонство, а затем в парамасонские ордена.
Несмотря на то, что Устав Адонирамаитов больше не практиковался широко, он был влиятельным продуктом европейского оккультизма и оказал важное влияние на развитие континентального масонства.
Сегодня Устав Адонирамитов все ещё практикуется в Бразилии, Португалии, Уругвае и Франции.
Влияние Устава Адонирамитов на Шотландский устав
Ветвь масонства, известная как Древний и принятый шотландский устав, часто ошибочно полагают, что она берёт своё начало в Шотландии из-за своего названия. Тем не менее, исторические исследования показывают, что Шотландский устав возник не в Шотландии, а в Париже, во Франции, примерно в 1758 году.
Исторические свидетельства свидетельствуют о том, что ранние предшественники Шотландского устава включали в себя различные масонские степени и ритуалы, которые существовали в Европе. Одним из таких значительных влияний был Устав Адонирамитов, возникший около 1781 года.
