Бойцовский клуб как деструктивная ложа

Зодческая работа бр. И.Л. 6021 A:.L:. 

Речь пойдёт о романе и фильме «Бойцовский клуб» Чака Паланика. Этот роман оставил у меня неоднозначные впечатления. Несмотря на то, что содержание книги описывает жестокость и аморальное поведение, кое-что было мне особенно близко. Я решил провести небольшой сравнительный анализ «Бойцовского клуба» и масонства.

Если масонство — это многовековая традиция созидания духовного «храма», то «Бойцовский клуб» — его мрачный, нигилистический двойник, чья цель — разрушение материального храма потребительского общества, чтобы на его руинах человек мог заново обрести себя.

Одной из особенностей этого романа является то, что главный герой не имеет имени, так что для удобства повествования я буду называть его Джеком.

Путь Джека в романе, как и путь каждого масона, начинается с профанной жизни. Профан живёт, погружённый во тьму, будучи рабом своих страстей и материального мира, до тех пор, пока не приходит понимание того, что пора выбраться из этого порочного круга и перестать идти на поводу у собственных иллюзий. Это осознание — первый и самый важный шаг, который в масонской традиции именуется «Поиском Света». Джек, как и всякий будущий посвященный, интуитивно чувствует, что истина и свет находятся где-то за пределами его уютной, но духовно мертвой клетки.

Его путь к пробуждению начинается не с активного действия, а с глубокого экзистенциального страдания. Бессонница становится внешним симптомом внутреннего распада. Он — «необработанный камень», который, по масонской метафоре, должен быть обработан собственными усилиями. Но вместо того чтобы начать работу над собой, он пытается «обработать» свой камень внешними, потребительскими атрибутами, словно задаваясь вопросом из каталога Икеи: «Какой диван определит меня как личность?» Это пародия на духовный поиск, где место подлинного самостроительства занимает сборка готовых идентичностей по инструкции.

Оказавшись на дне отчаяния, он находит свою «Камеру размышлений» — группу поддержки для смертельно больных. В масонском ритуале эту комнату наполняют символами смерти (череп, песочные часы, коса), дабы кандидат, оставшись наедине с собой, осознал тленность материального мира. Для Джека этими символами была его группа поддержки, в особенности Боб с его женской грудью, выросшей от приёма стероидов, — живое, физическое воплощение упадка и смерти. Плач в объятьях Боба — это плач по своему «профанному я», акт катарсиса и символического отречения от старого мира.

Однако этот этап — лишь подготовка. Он еще не обрёл Свет, а лишь убедился в плотности окружающей его Тьмы. Проводником к Свету для Джека станет Тайлер Дёрден; именно он станет фигурой Мастера, готового повести его дальше — из подготовленной «Камеры размышления» в ритуальное пространство, где его ждёт не символическое, а физическая, кровавая инициация кулаком.

По ходу повествования Джек в одно мгновение оказывается на улице, так как его квартира и все его вещи были уничтожены взрывом, что, хоть и без его согласия, оставляет его без «металлов». Символическим стуком профана в двери храма является последующий звонок Тайлеру с просьбой встретиться (символически — впустить в храм). Беседа Тайлера и Джека в баре напоминает опрос профана перед началом посвящения об искренности его намерений.

Первый бой Джека с Тайлером на парковке за грязным баром — это и есть акт инициации.

«Я хочу, чтобы ты ударил меня изо всех сил», — говорит Тайлер; произнеся эту фразу, он приглашает Джека к ритуалу. Джек, нанося свой удар по не защищавшему себя Тайлеру, снимает с себя ограничения страха, демонстрируя ветренность своего состояния; своего рода испытание ветром. В ответ он получает от Тайлера не менее сильный удар, который огненным жжением ощутился на теле, что можно сравнить с очищением огнём. Таким образом освободившись от страхов, металлов, предубеждений, Джек стал членом братства.

Созданное Тайлером братство удивительным образом отражает структуру масонской ложи, но наполняет её деструктивным, нигилистическим содержанием.

В масонстве существует 3 основных градуса: ученик, подмастерье, мастер, где на каждом этапе открываются новые тайны . В «Бойцовском клубе» схожая система степеней:

новичок — который прошел первую драку,

испытанный боец — получивший домашнее задание,

элита — член «Проекта Разгром».

Первые два правила «Бойцовского клуба» соответствуют обету молчания каждого масона о неразглашении тайн ритуалов, а также о личностях членов ордена.

Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе.

Второе правило Бойцовского клуба: никогда никому не рассказывать о Бойцовском клубе.

Не смотря на то что правила твёрдо и жестко запрещают кому бы то ни было рассказывать о братстве, его ряды регулярно пополняются новыми лицами. Привлечение новобранцев осуществляется путём демонстрации своей сильной личности и скрытности что не может не вызывать интерес. Подобный принцип используется и в масонстве.

Как и в масонстве, в «Бойцовском клубе» есть свои тайные знаки для опознания брата. Масоны используют тайные слова и прикосновения для опознания своих братьев в любой точке мира. В «Бойцовском клубе» эту функцию выполняют синяки и ссадины — видимые знаки принадлежности, а также особый взгляд, без какого бы то ни было страха или стеснения. Это невербальный аналог масонского знака, создающий прочнейшую связь между «братьями», основанную на общей тайне и совместно пролитой крови.

Тайлер олицетворяет мастера в ложе. Речь идёт не только о досточтимом мастере, а о каждом мастере ложи, который выполняет свои обязанности, будь то первый или второй стражи, привратник, обрядоначальник, казначей и т.д.

Если масонский Досточтимый мастер учит морали, братству и созиданию, то доктрина Тайлера — это апология хаоса (стихотворение Блейка Саханова) и разрушения. Его знаменитый монолог «Мы — потребители. Мы — побочный продукт стиля жизни… Ты — не твоя работа. Ты — не твои деньги» — это «катехизис» их веры. Он переворачивает масонские ценности с ног на голову: если масоны — вольные каменщики, строящие духовный храм, то участники «Проекта Разгром» — вольные подрывники, ритуально разрушающие храм потребительского общества.

Таким образом, «Бойцовский клуб» Чака Паланика предстает не просто бунтом против системы, но ее извращенным, мрачным отражением. Он заимствует древнюю, проверенную веками структуру тайного общества, его ритуалы и механизмы сплочения, чтобы направить их не на созидание, а на тотальный демонтаж. Это масонство для потерянного поколения, где удар кулака заменил рукопожатие, а взрывчатка — циркуль и наугольник.

Иллюстрация: кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999 г.)

#Масонство #МасонствоВМоскве #ЛожаГородаМосквы #МасонскаяЛожа #ФранцузскоеМасонство #ВВФ #ВеликийВостокФранции #ЛожаСвобода #МасонствоВРоссии #МасоныМосквы #ВольныеКаменщики #Fraternité #ИсторияМасонства #ЛиберальноеМасонство #ИзвестныеМасоны #СимволизмМасонства #ЭтикаМасонства #ФилософияМасонства #ТрадицииМасонства #ИнтересноОМасонстве #ЧтоТакоеМасонство #КтоТакиеМасоны #МасонствоДляНачинающих #МасонствоИСовременность #ПоискИстины #ЗодческиеРаботы #ВступитьВМасонскуюЛожу #ВступитьВВеликийВостокФранции #ВступитьВМасонство #ВступитьВЛожу