
Зодческая работа бр.˙. Ф. А., ДЛ Юпитер №7, Восток г. Москвы, 6020 A.˙.L.˙.
Еще на этапе подачи анкеты-заявки на вступление в Братство мы сталкиваемся с таким ключевым понятием как «свобода».
Так как настоящее понятие имеет свое выражение в различных аспектах социальных взаимодействий, то и количество определений понятия «свобода» достаточно велико.
Итак, определение свобода, в первую очередь, апеллирует к понятию «воля». К возможности совершать действия. К ограничениям, связанным с наличием «добрых нравов» и других членов социума, также обладающих свободой. А также к наличию закона.
Давайте же это и разберем далее.
Итак, я должен обладать волей. Воля, как предмет исследования, относится к философии. Исследования проблематики воли, а точнее «свободы воли» проводились еще Аристотелем, жившим в IV веке до н.э. Одним из непротиворечивых, но ничего не объясняющих определений воли, является – воля есть причина самой себя.
Воля рассматривается совместно с, и противопоставляется таким понятиям как «разум» и «душа». Создаваемые философами различных времен иерархии либо отдавали «воле» приоритет над «разумом», либо наоборот. Некоторые же ставили их на один и тот же уровень значимости, по сути, приравнивая друг к другу.
В современных источниках (а именно в Википедии), «воля» определяется как способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Воля, как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.
То есть, воля как характеристика человека, есть умение принимать решение не обусловленные внешними раздражителями и, в дальнейшем, согласовывать свои действия с принятыми ранее решениями.
Такой способ рассмотрения себя, как «волевого существа», очевидно предъявляет высокие стандарты и требования к человеку, обладающему «волей».
И, как мне кажется, одно из первейших требований – умение принимать решения и следовать им в любой ситуации. И это же содержится в первой фразе определения, даваемого «свободе» в наших ритуалах.
Далее мы немного отвлечемся на второй постулат Братства, а именно «равенство». Все братья равны, чему есть множество свидетельств: наши ритуалы, наш девиз, инструмент первого стража – уровень и пр.
Что же мы имеем в виду под словом «равенство». Как это ни парадоксально, точного определения слову «равенство» – нет. Точнее они есть, но, как правило не дают исчерпывающего значения, а зачастую и противоречивы.
Поэтому, мы будем использовать следующее (как наиболее приближенное к предмету настоящего анализа): социальное равенство – общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. То есть все вольные каменщики – равны. Равны, в первую очередь перед братством. То есть перед признаваемыми ими законами и традициями.
И тут у нас возникает некоторая коллизия. Могут ли быть равны ученики, подмастерья и мастера. Равны ли между собой досточтимый мастер, офицеры ложи и рядовые члены ложи. Равны ли между собой великие офицеры великой ложи, офицеры достопочтенных лож и рядовые братья.
Ответ однозначный, окончательный и бесповоротный – да!
И другого ответа быть не может. И тут, фундаментальным является понимание того, кто же такой вольный каменщик. Вольный каменщик – это человек, который идет по пути света, к познанию истины. Мы находимся в свете сущности настолько превосходящей нас (В.А.В.), что любая попытка определить нашу существенность – смехотворна. Любая попытка отличить одного брата от другого, производимая на фоне В.А.В. – обречена на провал.
Символически – мы стремимся к созданию «камня совершенного», что настолько маловероятно, что скорее невозможно. И движение по этому пути отмечено тремя вехами: профан становится учеником; ученик становится подмастерьем; подмастерье становится мастером. В процессе пути происходят изменения наших качеств, но не отношения друг к другу. Мы получаем новые знания, постепенно выходим на свет, очищаем себя от наносного, профанского и недостойного. Но, независимо от градуса, в котором я нахожусь – все члены ордена вольных каменщиков – мои братья, с которыми мы равны.
Офицеры достопочтенной ложи и великие офицеры великой ложи – это те же самые братья, но которые взяли на себя труд не только на благо себя, но и на благо сообщества, к которому они принадлежат. И суть этой работы – дать возможность братьям своим – продолжать свои труды над своим камнем.
Мы испытываем глубокое почтение к нашим братьям, которые берут на себя этот труд, но – мы с ними равны. И не может быть иначе.
И, когда мы равны, то и не может быть сделано что-то такое, что ограничивает свободу воли наших братьев во всех степенях пребывающих и должности занимающие.
И, именно свобода и есть основное преимущество, которое даровано мне законом. И мой долг как вольного каменщика – употребить эту свободу на развитие себя, а через это и на развитие общества, в которое я имею честь входить. Государства, гражданином которого я являюсь.
Только улучшая себя, я могу, не нарушая свободы выбора другого (в том числе и ошибочного, как мне кажется, выбора) могу я изменить мир, частью которого я являюсь.
Я сказал.
