
Неоднократно доводилось читать о том, что масонство происходит от тамплиеров. Почему от них и причём здесь ремесло каменщиков-строителей об этом мало кто знает, и поэтому выдвигающие подобную гипотезу не показывают взаимосвязь между одними и другими логическими цепочками своих рассуждений. Иногда эти цепочки просто отсутствуют.
Многим эта версия кажется логичной и даже правильной. Кому-то она кажется ещё и красивой. Но так ли на самом деле?
Во времена расцвета ордена Храмовников сами храмовники вели военно-походный образ жизни, освобождали Палестину, охраняли христианские ценности, наводили порядок на занятых территориях и отстраивали там же новую жизнь сообразно своего понимания мироустройства и жизнедеятельности.
Обильным строительством они не занимались, к ремеслу каменщиков-строителей не стремились, ибо были выше простого (на первый взгляд) ремесла и его представителей.
Известно, что храмовники были далеки от каких-либо эзотерических поисков, ими не занимались и в этом не были замечены.
Почему же тогда бытует версия происхождения масонства от тамплиеров, откуда она могла появиться и закрепиться в умах самых разных людей?
Дело в том, что на двух масонов всегда есть три версии происхождения масонства. Каждый масон придерживается своей версии происхождения, но не оспаривает с пеной у рта другую версию своего брата, ибо каждый, в том числе и брат, может иметь иную версию.
Лично мне всегда более последовательной казалась версия происхождения масонства от Римских гильдий архитекторов (далее гильдии), что существовали многие столетия, в дохристианский период, и после.
Самим Гильдиям, да бы труд архитекторов был более свободным и одухотворённым, дозволялось многое. В них разрешалось вести дискуссии более свободно, дабы в ходе обсуждения приходить к созданию замыслов и шедевров, в которых бы отображались величие сооружения и смыслы вкладываемые в них. Надо сказать, что в те же самые времена существовали различные культы и мистерии, как и их ритуальные составляющие. Мистерии были самыми разными и проходили по разным вариантам инициатической практики.
Но что объединяло практически всё, то это круги посвящения. В первый (большой) круг посвящения допускались все, отбора практически не было. Во второй (малый) круг допускались только те, кто смог пройти первый круг. Прошедшие должны были вести строгий по меркам античного мира образ жизни, да бы через какое-то время (через год) они могли принять участие во втором круге мистерий. Доходили не все, большой процент участвующих отпадал, ибо испытания были более сложными и опасными. Некоторые погибали во время прохождения второго круга. Те же, кто доходил до третьего-жреческого круга, а таких были единицы, то они проходили ещё более жестокие испытания. В итоге, оставались самые достойные, которые переходили в жреческий корпус.
Возвращаясь к Гильдиям, хотел бы подчеркнуть то, что архитекторы также проходили испытания в мистериях и имели какой-либо инициатический уровень, большого или малого круга. Да, жрецов среди не было, но им этого и не требовалось.
Разглашение посвятительных тайн непосвящённым, со стороны прошедшего первый или второй круг посвящений, наказывалось жёсткими, а порой и жестокими наказаниями, вплоть до смертной казни.
Когда же власть в Риме стала менее благосклонной к архитекторам и их Гильдиям, то архитекторы удалились на озеро Комо, откуда также продолжили контролировать строительные подряды по всей Римской империи и Малой Азии.
Основы архитектурной теории были раскрыты и описаны в I веке до н.э., в бессмертных 10 трактатах об архитектуре, гениального римского архитектора и систематизатора Марка Витрувия Поллиона.
В эпоху Возрождения Трактаты Витрувия получили огромное признание и фактически заново были открыты европейскими архитекторами.
Какая может быть связь с современным масонством всего того, что я перечислил выше и описал?
На первый взгляд никакой. Но дело в том, что Эпоха Возрождения (Ренессанса) началась со второй половины 13 века и продолжалась до 1590-х годов. А первые принятые вольных каменщики как раз и начали появляться в 1590-х годах, так же как и самые старые известные масонские ложи.
Поэма Региус датируется 1390 годом. Поэма содержит 794 рифмованные строки, написанные на среднеанглийском языке. Повествование в поэме идёт о создании гильдий каменщиков в Англии, даётся представление о правилах гильдий и правилах этикета нахождения в светском обществе тех времён. Фактически появление поэмы совпадает с началом эпохи Возрождения и новым появлением Трактатов Витрувия.
В тоже время появляется Ритуал Древних обязательств.
В 1337 году, после начала Столетней войны, необходимое количество солдат из числа строителей и денежные средства, были взяты из строительных гильдий в ущерб строительству зданий возводимых в готическом стиле в Англии. Тогда был создан союз, чтобы обеспечить работой строителей, которые не являлись участниками войны и оказались безработными. Затем гильдии стали полностью состоять из подмастерьев (компаньонов) и мастеров, а артели не получали учеников для изначального обучения ремеслу. Прохождение ритуала сопровождалось чтением книги мастерства, в которой была задокументирована легендарная история каменщиков, а также шло прославление Семи свободных искусств (наук) и зачитывались различные моральные правила, которые должны соблюдаться как в профессии, так и в любых жизненных ситуациях всеми каменщиками.
Этот ритуал явился одной из первых форм принятия в ложу нового каменщика, его первой мистерией, первым кругом.
Шло время, пролетали годы, сменялись столетия...в 1666 году, после Большого пожара в Лондоне, когда выгорело 70% построек города, новым главным королевским архитектором был назначен Кристофер Рен. Рен был мастером ложи «Изначальных» № 1, ныне носящей название ложа «Древних» № 2. В течении долгого времени Рен занимался восстановлением Лондона. Он председательствовал на Ассамблее каменщиков всей Англии и был великим мастером всех масонов Англии. Его деятельность продолжалась на должности великого мастера до 1705 года, когда он сложил с себя обязанности великого мастера и удалился от дел.
К тому времени многие масонские ложи пришли в упадок, так как корпоративная форма ведения подрядов пришла на смену ремесленническим артелям. Встал вопрос о том, как дальше существовать этим ложам, что делать с тем большим наследством, что накопилось за долгие годы? В 1705-1707 годах начались обсуждения сохранения лож в том виде в каком они были во времена своей бурной деятельности, но наполнение в них должно было стать другим, оно должно было стать символическим, философским. Члены лож основные свои усилия должны были направлять впредь на взаимопомощь и духовные поиски.
В 1717 году произошло объединение четырёх лондонских лож и провозглашение Великой ложи Лондона и Вестминстера. Через 6 лет были написаны Конституции Джеймса Андерсона. А первые четыре года великую ложу возглавляли масоны, кто не имел дворянских титулов. Это были уважаемые люди, но не аристократы. И только с появлением на должности великого мастера Джона Монтегю, 2-ого герцога Монтегю, началась беспрерывная череда аристократов на столь высокой должности в великой ложе.
Масонство стало распространяться, в его английской версии, по странам и континентам. И вот во Франции, бывший великий мастер Великой ложи Лондона и Вестминстера, Филипп Уортон, 1-ый герцог Уортон, был провозглашён, в 1728 году, великим мастером масонов всей Франции. А первая великая ложа (Великая ложа Франции) была сформирована к 1738 году.
В это самое время, во Франции жил не так широко известный шотландец-масон Эндрю Майкл Рэмзи. Он выступил с речью, в которой обосновал древнее происхождение масонства и в особенности степень Шотландского мастера. Считается, что с тех самых пор начали развиваться самые разные системы высших степеней, что привело к появлению большого числа различных уставов, с разным и порой невероятным количеством градусов в них входящих. В этих высших градусах получило широкое распространение использование названий степеней и орденов. Этим как раз и занялись титулованные, и не очень, аристократические особы во всех странах мира. Также незаметно появилась легенда о происхождении масонства от тамплиеров. И точно также, новые степени, в высших градусах, стали получать названия связанные с рыцарями, тамплиерами, князьями, императорами и пр. и пр. и пр.
Для себя, я это объясняю тем, что аристократам претило сидеть в одной ложе с простолюдинами. Не имели они желания оставлять свои инкрустированные драгоценными камнями шпаги за пределами храмов. И в правду, ну о чём можно говорить с каким-то мастеровым, который почему-то оказался с ним в одной ложе.
Таким образом, начали создаваться капитулы, верховные советы, командорства и станы. Стали цвести пышными названиями всевозможные ордена и их структуры. В некоторых случаях, отдельные масоны сами уверовали в легенду происхождения масонов от тамплиеров, наивно полагая, что названия степеней связаны с историей появления символического масонства. Я не считаю, что масонство берёт начало в Ордене тамплиеров, и не обнаруживаю ни пересечений в учении, ни в орденских правилах тамплиеров и масонов. Есть некоторые пересечения в высших градусах масонства в названиях степеней и должностей с рыцарскими названиями. Но эти пересечения касаются пересечений и с другими рыцарскими орденами, которые не претендуют на роль праотцов масонства. Одно дело - легенды градуса и название степени и должности, и другое тождественность между ними, их предназначение и их историческая правдоподобность. И вот всего этого как раз нет, как не было в прошлом. И если кто-то желает заниматься созданием исторических параллелей, альтернативной масонской историей, то ему никто не сможет запретить этот делать. Я не страж брату своему.
Символическое масонство, что берёт своё начало в каменщических артелях средневековья, которые со временем трансформировались в символические ложи и получили новую жизнь и новые горизонты своего делания, история которых гораздо более реалистично и логично связуется с современным масонством, чем с историями про тамплиеров и связь с ними.
Возникает вопрос, почему автор статьи привёл выше рассуждения о мистериях античного мира, Витрувия и Эпоху Ренессанса?
Я не утверждаю, что есть прямая и доказанная связь Гильдий римских архитекторов и античных мистерий с современным символическим масонством. Но то, что масонские ритуалы более всего отождествляются с древними мистериями, такими как Елевсинские, Митраические и Дионисийские, и это не говоря о жреческих египетских, описанных в "Кроата Репоа", этого нельзя не заметить. Некоторые исследователи масонства находили много общего между масонскими ритуалами и древними мистериями, многое в них совпадало. Даже имея различия они так или иначе оказывают похожее воздействие на участвующих в них. Они так же меняют людей и обращают к новому, не оставляют без изменений душу и разум посвящаемого.
Точно также, Гильдии являются той оболочкой, каковой явились масонские ложи в период их трансформации из оперативных (деятельных, строительных) в спекулятивные, символические, философские.
Резюмируя хотел бы отметить, что масонство несёт яркий отблеск далёкого, сокрытого в тысячелетиях знания, что не угасло по сей день. И не важно в какой оболочке, в какой организационной структуре оно продолжает жить и передаваться сейчас. Главное, что оно живо, и оно не кануло в Лету...